Выезжаем в общем на федералку. Кругом тайга во всей красе, как она есть.
Дорога резко ухудшилась и стала узкой. Старое покрытие никто тут не менял годами. Правда, особых ям на ней не наблюдалось. Судя по всему, проводили точечный ремонт.
В то же время заметил, что очень много у дороги попадалось танковых полигонов со свежими следами гусениц, бронепоездов на консервации в изумительном состоянии. На них загружена военная техника,
кругом радары, в магазинчиках сплошь люди в военной форме.
ЛКН там себя ведут тише воды ниже травы и вообще люди там из моего детства, а именно – дружные, терпимые, искренние… Таким предстал перед нами Канск.
Вообще за всю поездку заметил некую особенность. Некоторые города принимали нас всей душой, а в некоторых было неприятно находиться, там постоянно испытывалось какое то напряжение и не хотелось даже останавливаться лишний раз по нужде. В некоторых хотелось непременно придумать себе какое то дело, что бы выйти из машины, зайти в магазин, пообщаться, познакомиться с людьми, купить продукты. Канск почему то был именно таким дружелюбным городом. Во первых сразу при въезде стояла свадьба, а девушки все были красивыми и молодыми, смеялись и кокетничали. Местные ребятишки без боязни бегали по обочинам и что- то собирали,
никакого дискомфорта у водителей это не вызывало. Народ двигался неторопливо и на машинах и пешком. Разумеется решили закупиться именно в этом месте.
Ребята, какой же там вкусный местный хлеб! Мы просто объедались им за ужином, его просто по кайфу было есть без всего. Еще там превосходная свежайшая колбаса «Канская». Абаканская тушенка, которую нам посоветовали продавщицы – это нечто. Белорусская отдыхает… Потом, спустя пол года мне по почте присылали эту тушенку оттуда и я ей ужинал с огромным удовольствием. Особенно под водку, а водку мы там взяли далеко не зря… После Канска началось царство природы. Встречаем стоящий трактор – грейдер.
По приданию именно на нем первые рабочие хреначили сквозь тайгу, отстреливаясь от медведей и прокладывали федералку.
Первый раз на ночевке вечером привязал себя к кровати за ногу, что бы медведь не утащил из нашего вагончика.
Спали хорошо, но чутко. Позавтракав, тронулись дальше.
На трассе уже не попадались хорошие фуры. Встречался лишь камаз, супермаз с убитыми грязными телегами.
Видать груз тут перегружали,
т.к. нормальные Манны и Скании убивать тут никто не собирался и вот почему: Дорога была ушатана в усмерть. Это худший участок до Иркутска. Асфальт вообще вскоре закончился
и мы шли по обычной грунтовке с гравийными участками. Из тайги поднимался дым от горящих покрышек – там стоял лагерь дорожников, чуть дальше камнедробилка, которая делает щебень для подложки. Потом какой то совсем унылый населенный пункт…
Ехать приходится в маске, т.к. пылища от грузовиков скрипит на зубах.
Соболь – тачка зверь, салонного фильтра там нет. Прицеп трясло как лихорадочный. Появились какие то стуки, на которые мы просто не обращали никакого внимания. Уже вечерело, погода испортилась, стало холодно и шел дождь. Ночевать тут никак было нельзя.
Решили идти до Иркутска не жалея себя и машину. Иркутск показался на горизонте серым и мрачным городом. То ли из за накопившейся усталости, то ли от холодной, дождливой погоды, но выходить из машины никак не хотелось. С трудом уговорил напарника остановится у стеллы с названием города.
Решаем двигать на Ольхон. Выбор на этот остров пал не с проста. Нас утомил дождь и холод, а Ольхон был поистине волшебным местом.
Ольхо́н (бур. Ойхон арал) — крупнейший остров озера Байкал. Длина — 73,5 км, ширина — до 15 км, площадь — 730 км², постоянное население — 1668 чел. (2014), расстояние от Иркутска — 256 км. Отделён от материка проливами Малое море и Ольхонские ворота. К востоку от острова находится глубочайшее место Байкала — 1642 м. Русифицированное название Ольхон происходит от бурятского слова «ойхон» — «лесочек» или «немного лесистый», поскольку леса занимают чуть более трети поверхности территории острова. Район Байкала отличается большой суммарной продолжительностью солнечного сияния — на острове Ольхон всего 48 пасмурных дней в году. Количество выпадающих осадков за год в среднем не превышает 140 мм. По этому показателю Ольхон можно сравнить лишь с некоторыми очень засушливыми районами Средней Азии. Местные жители для огородных культур и сенокосов используют искусственное орошение.
Это самое сердце Байкала и очень таинственное место.
• Ассоциация бурятских шаманов объявила Ольхон «главным святилищем, культовым центром общемонгольского и центрально-азиатского значения, олицетворяющим сакральную прародину бурят», а в 1990 году на Ольхоне прошел первый общеольхонский тайлаган — особое молебствие, в котором принимают участие все шаманы острова, Ольхонского района и города Улан-Удэ. С тех пор тайлаган проводится ежегодно на большом открытом месте перед въездом в п. Хужир.
В общем, пейзаж после Иркутска начал меняться, причем довольно таки положительно.
Усть-ордынский встретил нас всадником на коне, и сразу вспомнились степи Хакасии.
Леха надавил на газ и мы помчались в сторону парома. Мчались правда недолго. Слева и справа то и дело мелькали каменные пропасти, дорожка петляла. Было уже темно. Вдали показался свет фонаря на обочине. Подъезжая к нему раздался громкий «бздынь» и в зеркалах посыпались искры. Случилось страшное – оторвало наш домик.
Он уже катился сам по себе и завернул не в пропасть а поворот, единственный на этом участке. Там и горел фонарь. Это была какая то пилорама. Тогда уже стало понятно, что просто так на остров духов не попасть. Нужно обязательно получить их одобрение, познакомиться с местными жителями и тогда только, возможно нас допустят до сердца Байкала. Что-ж, мы были готовы к такому повороту событий и не раздумывая завалились спать. Чем хорош домик на колесах – неважно где он стоит, полная автономия(внутри отдельный аккумулятор и газ) позволяет жить где душе угодно, даже на лесопилке. Утром позавтракали, отцепили от дома остатки фаркопа, закинули его в багажник и поехали в сторону переправы искать автосервис и добиваться расположения духов…
Мы еще не видели тогда Байкала, но уже знали, а главное чувствовали его непосредственную близость. Бухать я начал пиво и с самого утра.