Итак, Вы осознали что теплые рукоятки руля – благо. Или не осознали , но слышали, что это здорово. Возникает несколько вопросов:
1. Какие именно купить?
2. Как установить?
При всем разнообразии на рынке все комплекты для установки можно разделить на два типа: с механическим регулятором (со ступенчатым регулированием (фото 1) или плавным (фото 2), абсолютное большинство) и с электронным регулятором (фото 3).
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Основные различия:
Со ступенчатой регулировкой:
+ цена;
- невозможность точно отрегулировать желаемую температуру;
С плавной:
+ точная регулировка температуры;
- поскольку ручка регулировки почти круглая, не считая символичных насечек, в дождь крутить ее может быть сложно;
С электронной:
+ крутить ничего не надо! – все управление –одна кнопка или две, включает по очереди от минимума до максимума.
- если кнопка одна - иногда можно промахнуться и нажать лишний раз. Тогда придется нажимать еще раз по новому кругу. И цена.
В остальном – все похоже. Тонкая нихромовая нить в теле ручки, которая и является нагревательным элементом, провода, разъемы, иногда в комплекте крепеж.
Какие именно выбрать - решать вам, на вкус и цвет как известно…
Очень хорошие ручки DAYTONA, но они со ступенчатой регулировкой.
SAITO. Сам не использовал. Но , однако, интернет наполнен отзывами про них, мнения от «потрясающе» до «редкостное *****».
OXFORD. Очень мало недовольных отзывов.
Демонтаж старых/установка новых. Старые если не нужны – просто срезаем. Если нужны – вставляем между рукояткой и трубой руля (клипона) отвертку и, прокручивая отвертку, стягиваем ручку. Желательно очистить клипон от остатков старого клея и обезжирить (растворителем или спиртом, это уж чего у вас больше).
Новые ручки могут либо сами сесть плотно, либо можно для верности посадить их на клей (резиновый, супер-момент, главное – обезжиренная труба руля).
И обратите внимание!, что бы правая ручка при полном открытии/закрытии газа не перетиралась своим проводом о пульт или троса газа.
Провода от ручек аккуратно пристегиваем пластиковыми хомутами к клипону или жгуту родной проводки.
Установка регулятора.
Расположение блока должно обеспечивать:
a. Визуальный контроль;
b. Удобство регулирования при управлении мотоциклом без потери контроля над дорожной ситуацией;
Оптимальное расположение: на траверсе или на крышке левого расширительного бачка (сцепление).
Добрались до главного.
Вариантов несколько.
вар.1.
напрямую к акуму, как того и требует ИНСТРУКЦИЯ К РУЧКАМ.
+ нагрузка на бортсеть (штатную проводку) отсутствует.
- можешь сам случайно забыть выключить (но можно просто поставить в приборку светодиод, который будет показывать когда обогрев включен), либо, что не редкость, могут "проиграться" "шалуны", в данном варианте спасения от них нет.
резюме: не лучший вариант.
вар.2.
в бортсеть (штатную проводку).
+: ВСЕГДА выключены ВСЕ потребители, когда ключ зажигания в кармане.
-: они тоже есть.
Для начала надо принять как неоспоримый факт то, что ВСЕ детали и узлы мотоцикла сделаны с определенным запасом прочности. Проводка, а именно: замок зажигания, правый переключатель на руле и разъемы тоже имеют какой-то запас. Какой? ну явно не бесконечный.
Ток нагрузки ручек с подогревом - в большинстве случаев 3А (при тепловой мощности ручек 35 Ватт и напряжением в сети 12 Вольт. понятно, что при заведенном двигателе напряжение выше, ток соответственно меньше, но сейчас мы считаем теоретически).
Возможны проблемы с электрикой? - Да.
Когда? - Неизвестно. От состояния проводки зависит. Так что может завтра, может через год, может через два... но то, что трабл МОЖЕТ возникнуть - бесспорно.
резюме: тоже не лучший вариант.
вар.3.
симбиоз вар.1 и вар.2.
подключаем ручки через доп. реле.
силовые (нагрузочные провода) - на акум.
коммутацию (управление) - через замок зажигания (НЕ на свет! на замок!).
+: нет нагрузки на ботрсеть (появилось доп. реле в бортсети, но какой ток потребления у ручек, и какой у реле?).
выключив зажигание ты всегда отключишь ВСЮ нагрузку.
- : чуть сложнее, чем вар. 1 и 2. Ну и реле еще надо купить.
Поскольку вар. 1 и 2 делаются либо от нежелания делать хорошо, либо от лени, рассматривать мы будем только вар.3.
Что нам понадобится дополнительно: реле. Самое простое коммутационное реле (хоть от Ваза, реле включения дальнего света или стеклоочистителей, например ), с током нагрузки от 3 Ампер (большинство реле встречающиеся в продаже на 8 или 16 А, так что подойдет, запас, как известно, не мешает.
И разъемы.
2 таких, на массу и плюсовую клемму АКБ. | 3 таких. | ||
Если делать совсем уж правильно, то желательно приобрести и инструмент для обжима этих самых клемм, но на крайний случай можно и пассатижами (прим.: аффтар сего опуса это не одобряет. Не колхоз-тюнинг чай ваяем).
Про провода не забудьте. Тех, что в комплекте, для данного варианта не хватит, поэтому понадобится еще по 1-1,5 метра красного(плюс), синего(минус) и желтого (управление), сечение 1,5мм2 – то, что надо.
И последнее – корпус дополнительного предохранителя.
Желательно влагозащищенный.
И сам предохранитель не забудьте. Выбирайте его исходя из мощности ручек.
Например, на упаковке у вас написано «35W». Это значит, что мощность нагревателей 35 Ватт. Поскольку напряжение в мотоциклов 12 Вольт
(теоретически, но в данном случае примем это значение), то ток потребления будет 35 Ватт/12 Вольт=2,9 Ампера, Прибавляем запас 10% - получается 3,2 Ампера.
Если не найдете именно то, что надо – не отчаивайтесь, возьмите следующий по величине, то есть вместо 3,2 Ампера вполне подойдет 5 Ампер.
(прим.: Где купить все это? Реле – любой магазин «Автозапчасти», клеммы, корпус и предохранитель «Чип и Дип»).
Схема.
1. Провода от корпуса предохранителя разрезаем посередине, на один конец ставим клемму «кольцо» (на + АКБ), на второй клемму «мама» (контакт реле).
2. Минус на реле и ручки подаем от ближайшего болта массы, управление реле берем либо от замка зажигания, либо от блока предохранителей (на 1100ХХ 97-98г.в. – красно-синий провод).
3. Красный провод от ручек подключаем на реле.
Все. Провода на реле еще раз проверьте… Что бы плюс и провод на ручки шли на контактную группу, а минус и управление – на катушку. Чаще всего маркировка нанесена на корпусе реле, но если даже ее и нет – ничего страшного, тестер поможет: на контактах катушки всегда будет хоть какое-то сопротивление, на контактной же группе сопротивление будет бесконечно, проще говоря – где тестер пищит это катушка, два оставшихся – контактная группа.
Все правильно? Тогда предохранитель поставите. И проверяйте. Работает? Ну и отлично )
Ровных дорог ;)
Дополнение: есть еще гибкие нагреватели, которые клеятся под штатные ручки, и нагреватели, которые вставляются внутрь руля, но поскольку на рынке они – редкость, то в данный обзор не включены. Если же захотите поставить именно такие – попробуйте задать вопрос или воспользоваться поиском на форуме!